Таинства и обряды Русской Православной Церкви

Крещение — Таинство основополагающее. С него начинается христианская жизнь. Благодаря этому таинству человек рождается для вечности и становится способным к наследию Царствия Небесного в жизни будущей.

Таинство Крещения установил Сам Господь. О нем ясно говорится в Евангелии как о необходимом условии вхождения в Церковь: Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин. 3, 5).

Прообразом новозаветного Крещения было крещение покаяния во отпущение грехов (Мк. 1, 4), которое принял Господь от святого пророка Иоанна Предтечи на реке Иордан. Это событие положило начало спасительному Таинству и празднуется Святой Церковью 19 (6) января.

В день Пятидесятницы апостолы получили Крещение Духом Святым и сами стали совершать Таинство Крещения над уверовавшими во Христа и желающими покаяться, изменить свою жизнь согласно Его учению (см.: Деян. 2, 38; 8, 38; 10, 47-48; 18, 8; 19, 1-5; 1 Кор. 1, 14-16).

Так как Крещение есть духовное рождение, а родится человек однажды, то это Таинство может совершаться только один раз в жизни. Иногда бывает так, что человек не знает: крещен ли он в детстве или нет. Он должен сообщить об этом священнику перед началом Таинства, и тогда формула Крещения будет звучать иначе: «Крещается раб Божий (имя), аще не крещен есть…». И если человек был крещен ранее, то Таинство не совершится над ним, ибо Единому Богу известно и сокровенное.

Крещение невозможно без веры желающего принять Таинство. Спаситель сказал: Кто будет веровать и крестится, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет (Мк. 16, 16). Приходящему к купели Крещения не следует искать здесь здоровья, успешности или решения семейных проблем: Ищите прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6, 33). Цель Крещения — соединение с Богом, получение Его спасительной благодати.

Крещение — Таинство великое и страшное, здесь Сам Бог, сами Ангелы предстоят, принимая наше исповедание веры и нашу готовность утвердить ее покаянием и решением жить свято.

Крестившемуся даруется отпущение всех грехов — и первородного, и личных, содеянных до Крещения, ибо Бог крестною Смертию Сына Своего изгладил первородный грех и все грехи каждого человека от начала мира и до конца его. Грех теряет насильственную, непреодолимую власть над человеком, которому в Таинстве даются духовная свобода и благодатные силы для борьбы с врагом нашего спасения, действующим теперь на крестившегося извне, искушениями и обманом. Человек получает силу стоять за Истину до смерти, и смерти иногда ужасной и мучительной, что показали своим житием святые мученики.

В Крещении человек освобождается и от вечного проклятия как последствия прирожденного греха, емувозвращается Божие благословение. Крещеные — дети Божии. Если же дети, то и наследники; наследники Божии, сонаследники же Христу (Рим. 8, 16, 17). В Таинстве человек опять приемлет Святого Духа и делается причастником Божественного естества. Человеческая душа обретает семя бессмертия: через обновление духа обновляется и тело. Верующий крестится мертвых ради (1 Кор. 15, 29) — исповедует свою веру в воскресение мертвых и, таким образом, крестится в вере и надежде будущего воскресения. Спогребшись Христу крещением в смерть (Рим. 6, 4), человек получает от Него силу бессмертия. Как Христос умер за всех и воскрес, так и все, умершие о Христе, воскреснут с Ним (см.: 1 Фес. 1, 10; Еф. 2, 5). Смерть телесная для верующего человека — уже не смерть, а сон. Поэтому умершие во Христе именуются на языке Церкви усопшими.

Благодать Божия, даруемая человеку при Крещении, таинственно входит в его сердце и потом постоянно пребывает и сокровенно действует в нем, помогая ему жить по-христиански и преуспевать в жизни духовной, которая «зачинается в Крещении» (Святитель Феофан Затворник. Начертание христианского нравоучения. М., 1891. С. 52). В Крещении человек соединяется со Христом и через Таинство Евхаристии становится причастником Божественного естества по духу и по телу: Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся (Гал. 3, 27).

Та же сила Крещения сохраняется и на принявших это святое Таинство в младенчестве. При крещении младенцы получают все, что даруется крещаемым и в зрелом возрасте. В детях благодать действует самостоятельно по вере их родителей и восприемников. Она в них остается подобием семени, которое и родители, и воспитатели должны возрастить, чтобы дети, по достижении возраста самосознания, были уже готовы свободно и сознательно подчиниться действию благодати и исполнять те обеты, которые даны за них восприемниками. Таким образом, на родителях и восприемниках лежит нравственный долг дать детям христианское воспитание.

Сейчас, когда Крещение совершается не только над младенцами, но и над взрослыми, крещаемые стараются приготовиться к Таинству изучением истин святой веры, молитвой и постом, чтобы сознательно приступить ко Святому Крещению. Однако и после Крещения непозволительно человеку жить безразлично. Крещение — это только благодатный и щедрый залог нашего спасения. Возрожденный водою и Духом тотчас становится на трудный путь подвига и постоянной борьбы против искушений, страстей и греха. И устоять на пути ко спасению возможно прежде всего отвержением себя, самопринуждением и самопротивлением. Обновление жизни по обетам Святого Крещения, являющегося залогом нашего спасения, предполагает труд и подвиг целой жизни.

 

Соборование

Совсем недавно начался Великий пост — время для сугубой молитвы и покаяния. О молитве и Причастии уже было написано и сказано немало, поэтому каждый христианин имеет более или менее представление об этих вещах. Сложнее дело обстоит с соборованием. Что такое соборование, для чего оно нужно, когда оно совершается — на эти и другие вопросы попытаемся ответить в нашем материале сегодня.

Что такое соборование?

Елеосвящение (его же называют соборованием) ― это Таинство, в котором при помазании тела освященным елеем призывается на человека благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные.

По установлениям Церкви, при совершении Таинства должен действовать «собор пресвитеров». Семь священников назначается потому, что при Елеосвящении бывает семь чтений из Евангелий, семь молитв и столько же помазаний. Однако в современных условиях это не всегда возможно. Поэтому допускается совершение Таинства двумя и тремя пресвитерами, в крайнем случае, одним, с тем, однако, чтобы он совершал его от лица собора священников, произносил все молитвы, сколько их есть, и совершал семь помазаний.

Богослужение Таинства Елеосвящения состоит из трех частей: молебного пения (молебна), освящения елея и помазания елеем. В чинопоследовании Таинства молитвенно испрашивается отпущение грехов, и как следствие этого, исцеление от болезней.

Следует помнить, что любая болезнь ― следствие греховности человеческой природы, и Елеосвящение ― духовное врачевство, с которого следует начинать лечение всякого недуга. Оно поддерживает человека духовно, оказывая ему благодатную помощь в той мере, которая, по смотрению Божию, необходима для спасения болящего. Поэтому соборование не отменяет употребления лекарственных средств, Господом данных, для врачевания наших болезней.

Правда ли, что?..

К сожалению, приходится признавать, что с соборованием связано множество предрассудков. Суеверия приносят огромный вред: не дают обратиться к Таинству тем, кому оно жизненно необходимо.

Вопреки распространенному и глубоко ошибочному мнению, Таинство Елеосвящения ― это не «один из последних обрядов», открывающих человеку безопасный переход в вечность; и не полезное «дополнение» к медицине. Абсолютно недопустимо считать, что Елеосвящение совершается только над умирающим как «последнее напутствие» и не может быть повторяемо.

Кто может прибегнуть к Таинству Елеосвящения?

Елеосвящение совершается над лицами православного исповедания, страдающими телесными или душевными болезнями. Под таковыми можно понимать и тяжелое духовное состояние: уныние, скорбь, отчаяние, ибо причиной их могут быть нераскаянные грехи, в том числе и не осознаваемые самим человеком. Следовательно, Таинство может быть преподано и физически здоровым людям. По традиции, такое общее Соборование обычно совершают в течение Рождественского и Великого постов.

Таинство обычно совершается в храме, но, при невозможности доставить тяжело болящего, может быть преподано и на дому. Допускается совершение Елеосвящения одновременно над несколькими больными за одним чинопоследованием одним елеем.

Таинство может быть повторяемо над одним и тем же лицом, но не во время одной и той же непрерывно продолжающейся болезни.

Как подготовиться к соборованию?

Человек, над которым совершается Таинство Елеосвящения, приготовляется к нему покаянием и исповедью и, после или прежде соборования, приобщается святых Таин.

Что необходимо подготовить для совершения Таинства дома?

Когда таинство совершается в домашних условиях, то необходимо сделать следующие приготовления: в комнате больного, перед иконами, поставить стол, покрытый чистой скатертью. На стол ставится блюдо с зернами пшеницы (при отсутствии ее можно заменить другими злаками: рожью, просом, рисом и т. д.). Посреди блюда на пшеницу устанавливают сосуд в форме лампады или просто чистый стаканчик для освящения елея (собственно «веществом» Таинства является лишь освященный во время него елей, поэтому и зерна, и вино, если их нет времени приготовить, могут отсутствовать). В пшеницу водружают семь свечей.

В отдельных сосудах ставят на стол чистый елей (оливковое или подсолнечное масла) и немного красного вина. На тот же стол полагаются святое Евангелие и Распятие.

Почему при совершении этого Таинства используется елей?

Елей (масло растительного происхождения) занимает в природе особое место, обладая целым набором свойств, отличающих его от других веществ. Он легче воды и потому никогда с ней не смешивается, а поднимается над ней и «усмиряет волнение морское». Огонь, питаемый елеем, дает тихий свет. С древности известны его лечебные свойства: елей действует смягчающе, утоляющим страдания образом.

Возможно ли получить отпущение грехов в Таинстве Соборования, не прибегая к исповеди?

Нет, в этом Таинстве разрешаются только забытые или неосознаваемые грехи.

Можно ли соборовать больного, находящегося без сознания?

Над пациентом, находящимся в бессознательном состоянии, Таинство Елеосвящения можно совершать только в том случае, если он выражал сознательное желание собороваться в то время, когда мог отдавать отчет в своих поступках.

Еще о соборовании:

«У нас часто, случается, бывают отчаянно больные, а по соборовании елеем выздоравливают и живут еще долго».

Преподобный Макарий Оптинский

«Если нет болезни или вообще какой-либо немощи, то соборование необязательно, потому что при соборовании молятся об исцелении, молятся о телесном и душевном здравии. Телесное здоровье не всем и не всегда дается, ибо Господь знает, что для нас полезнее. А душевное – всегда подается».

Преподобный Никон Оптинский

«Просьбу о молитве выполняю. Но ты и сама должна потрудиться в молитвенном обращении к Господу, ибо молитва от болезнующей души ― это вопль, прорезающий небеса. Хорошо бы тебе каждый пост собороваться и причащаться хотя бы на дому. Твоя болезнь призывает тебя ко спасению. Соборное масло непременно пей по чайной ложке утром вместе с просфорой и святой водой. Ко Господу надо принести нашу немощь, а у Него и здоровья, и сил на всех предостаточно. Умудряйся, после соборования и врачи умудрятся на помощь тебе».

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

Подготовила Наталья Горенок

 

Таинство брака

Почему при вступлении в брак необходимо венчание?

В христианстве семья называется «малой церковью». С этой точки зрения отношения внутри семьи видятся не просто бытовыми, житейскими. Семья — это христианская тайна, и недаром она начинается Таинством Брака, благодатию этого Таинства существует и в нем черпает силы.

В Таинстве Брака Церковь благословляет жениха и невесту на совместную жизнь, на рождение и воспитание детей. Жених и невеста должны при этом обещать Богу, что они будут верны друг другу всю жизнь.

После того, как священник трижды произносит тайносовершительные слова:Господи Боже наш, славою и честию венчай я (их) и благословляет жениха и невесту, они становятся мужем и женой. С этого момента они уже не два разных человека, но «единая плоть», которую не может и не должен пытаться разлучить или разрушить никто из людей. Что Бог сочетал, того человек да не разлучает, — читаем мы в Евангелии (Мф. 19, 6). Разлучение супругов — это грех не только перед детьми, которые у них родились, но и перед Богом и Его Церковью

Что говорит Церковь об обязанностях супругов?

Церковь Христова предлагает в полагающемся при бракосочетании апостольском чтении истинное учение о взаимных обязанностях мужа и жены. Брачный союз, по слову Божию, есть тайна великая (Еф. 5, 32): он отображает собой духовно благодатный союз Христа Спасителя и Его Церкви.

Муж должен любить свою жену, как Христос любит Церковь: любить неизменно до конца жизни, любить до готовности страдать и умереть за нее. Жене вместе с любовью к мужу должно быть присуще повиновение. Хотя, по учению Церкви, мужу дана власть, его первенство ― не преимущество, а долг.

Такая любовь способна перенести все невзгоды в жизни, в состоянии загладить и несходство характеров, и разность наружных качеств, и различные недостатки.

«Трудно самому одному устоять в союзе крепком и спасительном. Нити естества рвутся ― благодать же непреодолима. Самонадеянность опасна везде, тем более здесь. Потому смиренно, с постом и молитвою, приступи к Таинству»,― советовал намеревающимся вступить в брак святитель Феофан Затворник.

Как достойно подготовиться к Таинству?

В день бракосочетания принято служить молебен Господу Иисусу Христу о благословении доброго дела. Родители благословляют готовящихся вступить в брак: жениха ― иконой Спасителя, невесту ― иконой Богородицы.

В день венчания жених и невеста исповедуются, молятся за литургией и причащаются Святых Христовых Тайн.

Обязательно ли венчаться после регистрации?

Поскольку церковное бракосочетание является Таинством, в котором действует сила Божественной благодати, а не только красивым обрядом, вступающие в брак должны относиться к нему осознанно и ответственно. Исходя из этого, Церковь считает необходимым убедиться в серьезности намерений вступающих в брак и в настоящее время совершает таинство бракосочетания только после того, как брак зарегистрирован в ЗАГСе. Если регистрация и венчание разделены каким-то промежутком времени, то до совершения церковного брака следует воздерживаться от супружеских отношений.

Признает ли Церковь гражданский брак?

Брак, совершенный посредством государственной регистрации, Русская Православная Церковь считает действительным (хотя и недостаточным для супругов, исповедующих православную веру) и относится к нему с уважением. Если же речь идет о связи, которая не закреплена никаким государственным актом, то эти вполне безответственные отношения Церковь идентифицирует как блудное сожительство и считает греховными.

Можно ли обвенчаться супругам, уже долгое время пребывающим в браке, зарегистрированном в ЗАГСе, но невенчанным?

Церковь никогда не отказывает в благодати Таинства, даже если супруги находятся в преклонном возрасте. Зачастую они серьезнее относятся к смыслу Таинства, ответственнее готовятся к нему и принимают решение о венчании после серьезного периода: пересмотра своей жизни, обретения истинной веры и воцерковления.

Допускается ли Церковью второй брак?

Православная Церковь считает брак, заключенный в Церкви, принципиально нерасторжимым. Только прелюбодеяние (нарушение супружеской верности) является полным каноническим основанием для расторжения церковного брака, т.к. прелюбодеяние фактически разрушает брак. Следует помнить однако, что это расторжение не является «развенчиванием», то есть священнодействием, обратным венчанию, а только признанием факта разрушения брака.

Расторжение церковного брака является прерогативой церковного суда, который возглавляется епархиальным архиереем. Только после этого Церковь благословляет невиновному супругу вступить во второй брак.

Второбрачие допускается Церковью лишь по снисхождению к человеческим немощам, поэтому в последование о второбрачных добавляются покаянные молитвы.

Что нужно делать с венчальными свечами после венчания?

Благочестивый русский обычай предполагает бережное хранение венчальных свечей как воспоминания о Таинстве Бракосочетания. Иногда их ставят в киот иконы, которую получили как благословение родителей на брак. Венчальные свечи можно ненадолго зажигать во время разлуки с супругом или семейного разлада. Пламя венчальной свечи напомнит забывшему о любви супругу о том, каким счастливым он был в день своей свадьбы, напомнит ему о необходимости всеми силами сохранять семью. По древнему русскому обычаю венчальные свечи кладутся в гроб супруга, умершего последним.

Следует помнить: венчание не совершается

― в течение всех четырех многодневных постов;

― во время Сырной седмицы (масленицы);

― на Светлой (Пасхальной) Седмице;

― от Рождества Христова (7 января) до Крещения (19 января);

― накануне двунадесятых праздников;

― по вторникам, четвергам и субботам в течение всего годи;

― 10, 11, 26 и 27 сентября всвязи со строгим постом ради Усекновения главы Иоанна Крестителя и Воздвижения Креста Господня);

― накануне престольных храмовых дней (в каждом храме ― свои).

 

Исповедь и Причастие

Причащение — самое важное и непостижимое Таинство Православной Церкви, в котором верующий принимает Тело и Кровь Спасителя под видом хлеба и вина.

О Своих Святых Дарах Господь так говорит в Святом Евангелии: Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день (Ин. 6, 56).

Таинство Причащения подает человеку силы для благодатной жизни во Христе. Причащаясь, мы становимся сами частью Его Тела как члены Его Церкви.

Верующие, которые хотят причаститься на литургии, должны предварительно исповедоваться. В Таинстве покаяния исповедующийся получает прощение от Господа. Видимым образом отпущение грехов дает во время исповеди священник: такую власть даровал Сам Спаситель святым апостолам, а через них и их преемникам: Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин. 20, 22–23).

Всем ли необходимо покаяние?

После грехопадения праотцев человеческая природа повреждена грехом. Покаяние необходимо для любого христианина: грехи отдаляют человека от Бога — источника всякого добра, делают его чужим Христу, Который является Главой Церкви.

Грех ― рана для человеческой души, и сокрытые и неисповеданные грехи неизбежно приводят к болезням душевным и телесным. Человек, привыкший следить за чистотой своего сердца и опрятностью своей души, не может жить без покаяния.

Со слезами каялись и исповедовались в своих грехах даже те, кого мы сегодня почитаем величайшими святыми: чем ближе человек к Богу, тем яснее он осознает свое недостоинство перед Ним. Если говорим, что не имеем греха,— обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды (1 Ин.1, 8–9),― пишет святой апостол и евангелист Иоанн Богослов.

В чем заключается истинное покаяние?

Сущность покаяния не только в признании себя грешником — это было бы слишком просто,― но и в оставлении греха, в изменении самого образа жизни, приводящего ко греху.

Насколько подробным должно быть исповедывание грехов?

Грехи необходимо называть ясно, не скрываясь за общими фразами («во всем грешна…», «согрешил против седьмой заповеди»). Но еще важнее не пытаться оправдывать себя, как бы этого не хотелось. С чувством раскаяния несовместимы и обвинения во время исповеди в адрес других людей.

Как и когда совершается Таинство покаяния?

Обычно исповедь совершается в храмах утром перед началом Божественной литургии. Можно исповедаться и вечером: во время или после всенощного бдения. Однако необходимо помнить, что надо приходить в храм к началу исповеди для того, чтобы участвовать в общей молитве, когда священник молится за всех кающихся. По окончании этих молитв он произносит следующее напутственное слово: Се, чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое… По-русски это наставление звучит так: «Дитя мое! Христос невидимо стоит перед тобою, принимая исповедь твою. Не стыдись и не бойся, не скрывая ничего от меня, но скажи все, в чем согрешил, не смущаясь, чтобы принять оставление (грехов) от Господа нашего Иисуса Христа. Вот образ Его пред нами: я же только свидетель, чтобы свидетельствовать перед Ним все, что скажешь мне. Если же что-нибудь скроешь от меня, будешь иметь двойной грех. Ты пришел в лечебницу ― не уйди отсюда неисцеленным».

Как готовиться к исповеди?

Кающийся просит у Бога благодатной помощи: способности видеть свои грехи, мужества открыто исповедовать их, решимости простить согрешения ближних против него самого. С молитвой он приступает к испытанию своей совести. Образцы молитв, проникнутых глубоким покаянным чувством, оставили нам великие подвижники Церкви.

Как подготовиться к принятию Святых Христовых Таин?

К Причастию необходимо готовиться постом, обычно трехдневным (разрешается при этом вкушение только растительной пищи, если, конечно, у человека нет серьезных заболеваний), особой усиленной молитвой, милостыней, совершением добрых дел, воздержанием от греховных поступков и даже мыслей, разного рода развлечений и удовольствий.

Накануне Причащения следует быть в храме во время вечернего богослужения, поскольку, в соответствии с восходящей еще к Ветхому Завету традицией, церковный день начинается с вечера.

Вечером, после богослужения, прочитываются каноны Спасителю, Божией Матери и Ангелу-хранителю, которые помещены в молитвослове. После полуночи нельзя ни есть, ни пить, ни тем более курить (курение — вообще греховная привычка, которая осуждается Церковью). Утро начинается с утренних молитв и правила ко Святому Причащению, также помещенному в молитвослове (можно прочитать правило накануне). По благочестивому обычаю, верующие стараются подойти к Причастию с опрятностью не только душевной, но и телесной.

Как вести себя в день Причащения?

При выносе Чаши нужно совершить земной поклон, и, крестообразно сложив на груди руки (правую на левую), подходить по очереди к Святым Дарам, уже не кланяясь и вообще избегая лишних движений. При этом нужно ясно назвать священнику свое полное христианское имя и открыть уста для принятия Святых Таин. После приобщения следует поцеловать край Чаши и отойти без поклонов и крестного знамения к столику, где приготовлены для причащающихся теплота и просфоры.

В храме или дома причастники читают благодарственные молитвы по Святом Причащении.

В день Причастия надо постараться сохранить в себе внутреннюю тишину.

Как часто необходимо причащаться христианину?

Невозможно установить в этом отношении единое правило для всех, но если основываться на советах наиболее известных современных духовников (в частности архимандрита Иоанна (Крестьянкина), то причащаться взрослому человеку желательно каждые две-три недели.

Для чего необходимо причащать младенцев? Как?

Мы все нуждаемся в благодатной помощи Божией. Но особенно необходима она еще только входящим в эту жизнь детям ― в период, когда закладывается основа их личности, когда она находится еще в стадии своего формирования. Маленький ребенок еще не может самостоятельно молиться, он беззащитен, его покров ― молитвы родителей и молитвы Церкви. И он как молодое растение нуждается в солнце и влаге, испытывает нужду в благодати, преподающейся посредством церковных Таинств. И, в первую очередь, посредством Таинства Причащения. Причащать маленьких детей можно (и нужно) по возможности часто, по усердию родителей. Кормить ребенка желательно 1,5–3 часа до литургии (в зависимости от того, сколько времени он может обходиться без еды; более взрослые не вкушают пищу и не пьют после 12 часов ночи). Причащают младенцев, пока они еще не могут принимать частицу Тела, только Кровью Христовой. При этом от родителей требуется особая внимательность и осторожность, чтобы их ребенок неловким движение не задел Святую Чашу. До 7 лет дети причащаются без исповеди.

Что делать, если кажется, что священник не в состоянии уделить достаточно времени всем кающимся?

Действительно, сегодня все больше людей приходят в церковь, осознав необходимость покаяния, и практически в каждом храме накануне праздников и воскресных дней возникают очереди желающих исповедоваться. Что делать? Можно посоветовать прийти на исповедь в будний день, когда священник сможет уделить Вам больше внимания. Можно, испытав свою совесть, записать грехи. Можно заранее подойти к священнику, предупредить, что Вы впервые хотите исповедоваться, и попросить его назначить Вам специальное время для исповеди. Очередь в храме ― совсем не причина откладывать жизненно важный шаг!

 

Приуготовление к вечности: о христианском отношении к смерти, погребении и поминовении

Что есть смерть для христианина?

Для верующего человека смерть ― это «великое таинство» рождения человека из земной временной жизни в вечность. По воле Божией разлучение души от тела происходит так же таинственно и непостижимо для человеческого разума, как и соединение их в утробе матери.

По исходе своем из тела душа человека попадает в новые условия жизни. Здесь она не может уже по воле своей изменить свое состояние (принести покаяние и получить отпущение грехов), как это было при жизни на земле. Поэтому важнейшее значение приобретает глубокая духовная связь умершего с Церковью, которая продолжает заботиться о нем так же, как и при жизни.

В чем заключается молитвенная помощь нашим умирающим и скончавшимся близким?

По свидетельствам святых отцов, человеку бывает страшно при разлучении души с телом: особенно тяжело душе первые три дня вне тела. Чтобы облегчить страдания умирающего, родные и близкие читают над ним «Канон молебный ко Господу нашему Иисусу Христу и Пречистей Богородице Матери Господни при разлучении души от тела всякаго правоверного» (помещен во многих молитвословах). Его называют также отходною молитвой.

После смерти человека и омовения его тела, сразу же начинают читать «Последование по исходе души от тела» (канон за единоумершего). Если человек умер вне дома, этот канон также необходимо прочесть в день его смерти. Затем в течение трех дней над умершим принято читать Псалтирь ― непрерывно днем и ночью, все то время, пока христианин остается непогребенным.

Почему необходимо отпевание?

По учению Церкви, на третий день душа человека проходит страшные мытарства, а на сороковой приводится к Богу, чтобы услышать суд о себе Своего Творца и Владыки. Нет ни одного человека, который, как говорит Писание, пожил бы и не согрешил. Поэтому каждый умерший, уже не имеющий возможности самостоятельно что-то изменить в своей участи, имеет великую нужду в молитвенной помощи Церкви и своих близких. Чтобы облегчить усопшему переход в вечную жизнь, в церкви совершают чин отпевания. Святая Церковь молит Владыку и Господа, по Его неизреченной милости, простить усопшему грехи и удостоить его Царства Небесного».

Отпевание обращено также к родственникам и близким усопшего: заупокойная служба помогает им справиться с горем, исцелить душевные раны. Именно поэтому в чинах погребения так часто звучит победная песнь «Аллилуиа», что значит: «“Грядет Господь”, и являет второе пришествие Его, при котором Он восстановит всех нас, умерших» (св. Симеон Солунский).

Заочное отпевание возможно в случае крайней необходимости: когда не найдено тело покойного или храм находится очень далеко. Проводить покойного без отпевания ― значит не исполнить свой долг любви и лишить его помощи Церкви.

Поминовение

Первые сорок дней после кончины посвящаются сугубым молитвам за усопшего, которого все эти дни именуют в молитвах новопреставленным. В это время решается судьба души почившего, поэтому необходимо позаботиться о сорокоусте ― ежедневном поминовении во время Божественной литургии. При совершении этой службы частицы, изъятые за живых и умерших, погружаются в Кровь Господню со словами: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Своею Честною, молитвами святых Твоих». Ничего лучшего или большего мы не можем сделать для них.

Если смерть человека случится во время Великого Поста (в этот период литургия не служится ежедневно), то в будние дни заказывают панихиды, а в субботу и воскресенье ― обедни об упокоении души умершего.

В третий, девятый, сороковой день и годовщины память усопшего следует почтить чтением панихиды.

Почему и как наши молитвы могут быть благотворны для умерших?

Спустя сорок дней некоторые души находятся в состоянии предвкушения вечной радости и блаженства, а другие трепещут в ожидании вечных мучений, которые усилятся после Страшного Суда. Но до этого последнего Суда все же возможны изменения в загробной участи души благодаря принесению молитв за нее и творению добрых дел (милостыни) в память об умершем.

Самый важный вопрос: что же такое умереть по-христиански?

«Отче, в руце Твои предаю дух Мой!» (Лк. 23, 46),― таковы были последние слова Господа на Кресте. Спаситель подал нам наилучший пример. Мы ― православные христиане ― всегда должны быть готовы к смерти и стараться отойти от этого мира так, чтобы сама кончина наша была свидетельством нашей веры и любви к Господу, и, если можно, поучением для наших ближних.

Прежде всего, постараемся принести покаяние, вспомним то постыдное, в чем забыли покаяться или еще не решились. Перед причащением примиримся со всеми, кто был для нас врагом, недоброжелателем, и попросим прощения у того, кого обидели сами. В Таинстве соборования прощаются грехи, совершенные по незнанию или забытые. Если мы тяжко заболеем, для соборования и причащения попросим родных пригласить священника на дом. Святитель Иоанн Златоуст свидетельствует, что тот, кто скончается в день достойного принятия Святых Таин, проходит мытарства без задержки и сподобляется Царствия Небесного.

Будем с мужеством и достоинством ожидать кончины своей без ропота, без зависти к тем, кто остается жить, с доверием предавая себя в руки Божии.

Необходимо помнить:

― Молиться в церкви можно только за крещеных православных христиан. Невозможно совершать любые церковные поминовения некрещеных или иноверцев. За них можно подавать милостыню, взывая к неизреченной милости Божией.

― Церковь не молится за самоубийц, которые сами отвергли милость Божию и жизнь ― Его бесценный дар. Если самоубийца находился под врачебным наблюдением и совершил свой поступок в невменяемом состоянии, для совершения отпевания необходима медицинская справка и благословение Правящего Архиерея. В трудноразрешимых случаях необходимо обращаться в Епархиальное управление.

― Нельзя делать скоромный поминальный стол во время постов, а также по средам и пятницам, и в эти дни приносить скоромное в церковь на канун.

― Некоторые «народные» обычаи являются чисто языческими. Прощаясь с православным христианином, недопустимо бросать монеты в гроб и могилу, ставить к его портрету стакан воды или водки, покрытый хлебом т.п.

― Ни в коем случае нельзя поминать усопших водкой; существует пословица: «Кто усопшего водкой поминает, тот ему больше муки уготовляет». Тем, кто боится «обидеть» родных и соседей отсутствием спиртного на столе, надо напомнить, что мы должны заботиться прежде всего о спасении души наших близких.

Просмотрено (554) раз

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *