Cтоит ли рассматривать депрессию как духовную проблему (проявление уныния) или как болезнь, и в ряде случаев лечить ее медикаментозно? Любое ли отвлечение на молитве является грехом и в нем нужно каяться? Не будет ли хуже для человека, если его отпели, но не вполне уверены в том, что он был крещен, не будет ли он мучиться? На вопросы читателей газеты «Православная вера» и посетителей портала «Православие и современность» отвечает Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин.
Уважаемый Владыка! У меня к Вам такой вопрос. Я часто хожу в церковь, многие молитвы читаю каждый день. Я верую в Бога, Он мне помогает в трудные минуты. Но я еще не решилась на исповедь и причащение, как бы еще не подготовилась к этому. Думаю, что не смогу держать посты по состоянию здоровья, я мало ем мяса. Конечно, умом понимаю, что без Таинств Христовых ― это неправильно, но я еще не готова. Как быть мне? Ждать, когда настанет время? Наталья Петровна, Новые Бурасы.
Уважаемая Наталья Петровна! «Ждать, когда настанет время» нельзя ни в коем случае ― надо исповедоваться и причащаться. Страх перед первой исповедью понятен, но ему нельзя поддаваться, надо переступить через него усилием воли.
Как правило, люди стесняются говорить о своих грехах священнику. Но надо помнить, что священник — это свидетель нашего покаяния перед Богом. Вы не удивите и не испугаете его ничем из того, что скажете, он не станет хуже к Вам относиться. Наоборот: духовник молится за человека, который ему исповедуется, и его сердце по-особому располагается к тому, кто кается искренне.
Не надо долго думать: «готова я или не готова, смогу ли все вспомнить и сказать». Человеку, который исповедуется впервые в зрелом возрасте, действительно трудно вспомнить все, чем он согрешил за всю свою жизнь. Надо покаяться прежде всего в том, что больше всего тяготит душу. Начните исповедоваться регулярно, и в следующий раз вспомните что-то еще. Всю оставшуюся жизнь можно вспоминать грехи, которые мы совершили, но потом забыли о них.
Что касается постов — это все очень индивидуально. Для больных, пожилых, немощных людей пост может быть ослаблен или отменен. Надо посоветоваться со священником, которому Вы будете исповедоваться. Я знаю священника, который служит в Новых Бурасах,― он внимательный, очень расположенный к людям человек, поэтому бояться его не надо. Но главное ― не нужно ожидать чего-то сверхъестественного, какого-то знака, который покажет Вам, что «настало время». Обязательно исповедуйтесь, причащайтесь, ходите в церковь, молитесь, старайтесь во всем быть христианкой, потому что, собственно говоря, основа основ, фундамент христианской жизни — это участие в церковных Таинствах.
Уважаемый Владыка! У меня вопрос: стоит ли рассматривать депрессию как духовную проблему (проявление уныния) или как болезнь, и в ряде случаев лечить ее медикаментозно? Сталкиваюсь с этим и в собственной жизни, и как врач в жизни моих пациентов. Рекомендую им в ряде случаев, помимо посещения храма, исповеди и причащения, ряд препаратов, которые довольно эффективно работают. Но в Интернете видела комментарий, что любая депрессия связана с унынием и таблетками не лечится (ведь нет же таблетки от гордости или тщеславия). Что, на Ваш взгляд, более правильно? Заранее спасибо за ответ. Светлана.
Уважаемая Светлана! Ваша позиция мне близка. Могу сказать, что у меня достаточно большой священнический опыт, и мне приходилось встречать людей в неком пограничном состоянии, когда депрессия, будучи духовной проблемой, подпитывалась еще и психическим нездоровьем, и правильный, вовремя назначенный курс медикаментозного лечения очень помогал.
Дело в том, что человек — существо двусоставное. Его тело и душа не существуют сами по себе, они очень тесно связаны друг с другом. И действительно бывает так, что духовные проблемы человека связаны с нездоровьем. Здесь необходим совет опытного священника. Хороший духовник, если он знает этого человека, общается с ним достаточно долго, сможет распознать ту ситуацию, когда духовные недуги перерастают в болезненное состояние, или наоборот, когда болезнь начинает провоцировать духовные проблемы.
С другой стороны, действительно не существует таблеток от грехов и страстей ― гордости, тщеславия, уныния. С помощью лекарств можно снять острые симптомы, но если в духовном плане человек зашел в тупик, болезнь возобновится, необходимы и духовные средства. Но проблема вот в чем. Духовными средствами будет пользоваться человек, который признает реальность духовной жизни, верит в Бога, готов изменить свою жизнь или, по крайней мере, прилагать к этому усилия. А если человек, как это часто бывает сегодня, считает себя православным, а на самом деле близко не подходил к Православию… Скажут ему: «Пойди в церковь, причастись»,― он пойдет, причастится, даже не вникая, что это такое. Поможет это ему? Нет, не поможет.
О духовных методах борьбы можно говорить только с людьми, верующими во Христа, готовыми подчинить себя уставу Церкви. Только тогда будет результат. Если этого нет, остается обращаться за медицинской помощью. Но, повторю, в этом плане я отношусь к ней достаточно скептически: мне приходилось видеть, что с помощью лекарств купировались острые ситуации, но если корень проблем не был исторгнут, через некоторое время человек опять возвращался к своему прежнему состоянию. А исторгнуть корень душевной болезни можно, только изменив с помощью Божией свою жизнь, свое мировосприятие.
Уважаемый Владыка! Мы похоронили тетю, соблюдая все христианские обычаи, с отпеванием. Она 1924 года рождения, очень заслуженный человек, участница Великой Отечественной войны, связистка, была ранена, после работала на заводе. Ее там очень уважали, она никогда никому не сказала грубого слова и не обидела. Но, к сожалению, мы точно не уверены, была ли она крещеной, хотя в семье ее отца все из поколения в поколение были священнослужителями. И вопрос, который всех нас мучает: не сделали ли мы для нее хуже, не будет ли она мучиться? Людмила.
Уважаемая Людмила! Думать о том, что душе Вашей тети «будет хуже», неправильно и не нужно. Отпевание человека некрещеного в самом плохом случае просто бесполезно. Но если следовать простой логике, люди 1924 года рождения в абсолютном большинстве случаев были крещены. Тем более что, как Вы пишете, Ваша тетя происходила из священнической семьи. В период после окончания Гражданской войны до начала коллективизации, то есть до конца 1920-х годов, в большинстве населенных пунктов еще действовали храмы. Власть притесняла Церковь, но еще не взяла курс на ее полное уничтожение. Поэтому я думаю, что Ваша тетя в младенчестве была крещена, и слава Богу, что по ее кончине было совершено отпевание.
Вам надо молиться о ее душе, о том, чтобы Господь простил грехи, которые она совершила в этой жизни. Нужно поминать усопших в так называемые родительские дни, молиться о них дома и в церкви.
Уважаемый Владыка! Лет двадцать, наверное, на каждой исповеди каюсь в грехе, который никак не могу преодолеть,― это грех отвлечения на молитве. Я люблю молиться, но иногда все же отвлекаюсь. Особенно в церкви, когда не слышу слов молитвы или не разбираю текста песнопений, приходят в голову всякие мысли: «Надо было поближе встать, да неудобно, всем ведь хочется поближе». И ловлю себя на мысли, что уже отвлеклась! Начинаю читать Иисусову молитву, но ведь это тоже отвлечение от службы. А когда стоишь в очереди на исповедь, то служба вообще проходит мимо, только и молишься, чтоб Господь принял твое покаяние. Любое ли отвлечение на молитве является грехом и в нем нужно каяться? Заранее благодарна. Тамара.
Уважаемая Тамара! Думаю, что любой из нас может каяться в этом грехе на каждой исповеди. Действительно, отвлекаться свойственно человеку. Нерассеянная молитва — удел очень немногих высокодуховных людей. О ней много говорится в аскетической литературе: святые отцы Церкви подчеркивают, что это великий труд, и великая милость Божия, когда человек достигает нерассеянной молитвы. Поэтому нам надо стараться быть внимательными, но в то же время, сознавая свою немощь, не стоит как-то по-особому скорбеть о том, что мы не достигли полной собранности.
Хотел бы сказать еще вот о чем. Иисусова молитва — это не отвлечение от службы. Когда человек, стоя в храме, не понимает или не слышит того, что читается или поется,― как раз в этом случае ему советуют обычно молиться Иисусовой молитвой, в этом нет никакого греха. А что касается исповеди, лучше прийти пораньше и исповедоваться до Литургии, а еще лучше ― вечером на всенощном бдении (смотря по тому, как совершается исповедь в Вашем храме), чтобы на Литургии уже не отвлекаться ни на что, кроме службы.
Материал взят с сайта «Православие и современность«
Просмотрено (19) раз