Я сердечно рад приветствовать всех участников Межрегионального научного форума «Наследие святых равноапостольных Мефодия и Кирилла и современное богословское образование в России». Уже несколько лет он является одним из самых важных мероприятий празднования Дней славянской письменности и культуры в Саратове. В рамках форума пройдут симпозиумы, конференции, круглые столы, посвященные обсуждению актуальных проблем и перспективных тем для исследований, находящихся на стыке гуманитарных научных дисциплин: философии, культурологии, социологии, обществоведения, и других. Я хотел бы подчеркнуть, что это не случайно: такое взаимодействие, «перекличка» гуманитарных отраслей знания обусловлены самим содержанием того торжества, которое мы называем Днем славянской письменности и культуры.
Напомню, что это церковно-государственный праздник, который широко отмечается в ряде славянских стран. Он установлен 24 мая – в день, когда Православная Церковь чтит память святых Кирилла и Мефодия, которых именует равноапостольными, то есть равными апостолам.
Сущность апостольского подвига ― прежде всего, в проповеди Христа Спасителя. Именно ради этой проповеди, ради просвещения славянских народов светом Евангелия святые Кирилл и Мефодий предприняли свой грандиозный труд по созданию славянской азбуки, переводу Священного Писания, созданию литературного языка. Эти труды не просто положили начало многовековой духовной и культурной традиции Восточной Европы, но изменили судьбу целых народов и стран.
Особое значение наследие святых равноапостольных Кирилла и Мефодия имело для русского народа. Оно напрямую повлияло на формирование его самосознания, мировоззрения и общественного устройства; дало начало колоссальному творческому процессу по созданию глубоко самобытной, признанной во всем мире великой русской культуры.
Русская Православная Церковь и сегодня считает своим приоритетом просвещение людей. Просвещение ― понятие многомерное, предполагающее, прежде всего, процесс передачи знаний и культурных традиций. А знание о Боге и предназначении человека ― основа основ, альфа и омега всякого человеческого знания. Во все времена слово Божие, как говорится в апостольских посланиях, живо и действенно (ср.: Евр. 4, 12), поэтому свет Христовой истины открывает человеку новые границы постижения мира и самого себя. В христианской Европе система образования возникла и развивалась именно в Церкви. Многие так называемые гуманитарные науки на протяжении веков тесно связаны с богословием, ведь они ставят своей задачей познание первоосновы бытия.
В России эта связь между церковной и светской наукой была насильственно разорвана в годы государственного атеизма и гонений на веру. В советское время церковная наука была практически уничтожена, поскольку и сама Православная Церковь была приговорена к уничтожению. Были закрыты духовные школы, разорены архивы и библиотеки, репрессировано духовенство и образованные верующие миряне. Однако в конце ХХ века, как только это стало возможным, одновременно с восстановлением храмов, Русская Православная Церковь приступила к возрождению духовного образования и церковной науки. Сегодня уделяется большое внимание развитию духовных учебных заведений и сотрудничеству со светской высшей школой, в частности, в сфере теологического образования. Этот процесс происходит более двух десятилетий, и сегодня мы видим как определенные успехи, так и сложности, которые пока не преодолены. Назову некоторые из них.
Становление теологического образования в современной России является важной частью соработничества государства и Церкви.
В настоящее время лицензией на преподавание теологии владеют 40 государственных университетов и 10 негосударственных учебных учреждений в 42 регионах Российской Федерации. Обучение специальности «теология» ведется в соответствии с федеральными программами третьего поколения. В Саратовском государственном университете кафедра теологии и религиоведения была воссоздана осенью 2012 года. Кафедра богословия существовала в Императорском Николаевском университете с момента его основания в 1909 году. Поэтому появление кафедры теологии рассматривается в СГУ как восстановление прежней традиции с учетом современного европейского опыта.
В то же время появление теологии как научной дисциплины в российских вузах не всеми встречено с пониманием. Чаще всего приходится выслушивать два упрека, два штампа советского времени: о том, что Церковь отделена от государства и о том, что теология не является наукой в полном смысле этого слова. Мне уже неоднократно приходилось на них отвечать, поэтому повторю коротко.
Теология ― это систематическое знание о развитии богословских представлений в контексте истории и мировой культуры. В сфере изучения теологии оказываются такие проявления религиозной жизни, как религиозное искусство, памятники письменности и археологии, конфессиональное право, история и современное состояние взаимоотношений между различными религиозными учениями. Теология как наука ― это сложная система познавательных практик и дисциплин.
Факультеты теологии в течение многих веков действуют в таких знаменитых университетах, как Оксфорд, Кембридж, Гейдельберг, Тюбинген. Факультеты теологии есть в университетах США, Болгарии, Греции, Румынии, Сербии, ряде других стран. Их задача ― не только подготовка профессиональных богословов, но и компетентных преподавателей религиоведческих дисциплин для гуманитарных факультетов.
Нигде в мире понятие «светскости» (применительно к государственным институтам или образовательной системе) не равно идеологии атеизма. В современных европейских государствах, светскость которых не вызывает никакого сомнения, государство признает и финансирует теологические факультеты и институты. Во-первых, потому, что теология в классической системе образования признается именно наукой. А во-вторых, потому, что этим поддерживается общественное согласие в обществе и исполняются конституционные нормы о праве граждан исповедовать и изучать свою религию.
Мы живем в начале третьего тысячелетия, в обществе, в котором на человека оказывает мощнейшее влияние небывалое развитие технологий. Но мы видим, что религия не только не исчезла из человеческой жизни, но играет все большую роль в жизни общества. Вопреки всё тем же атеистическим штампам, религиозность – вовсе не атрибут группы маргиналов, а социальная потребность. В Российской Федерации более 80 % населения крещены в Православной Церкви, около 70 % сознательно идентифицируют себя с Православием. Примерно 7 % населения России составляют сегодня последователи ислама. Принципиальных атеистов не более 5 %. Таким образом, абсолютное большинство российских граждан так или иначе проявляют свою религиозность. Поэтому совершенно очевидно, что в современном обществе существует необходимость в специалистах по религиозному знанию. И теология в вузе – не экзотика и не дань моде, не проявление «клерикализации образования», а ответ на эту социальную потребность.
Если говорить о проблемах, то одна из самых насущных ― вопрос о внесении теологии в номенклатуру научных специальностей ВАКа. Выпускники теологических подразделений сегодня получают государственный диплом, но на этом их продвижение останавливается, в то время как за рубежом теологи защищают научные диссертации и могут получить ученую степень. К примеру, в Германии каждый год защищается около 250 диссертаций по теологии, признаваемых государством.
В настоящее время Церковь и университетское сообщество работают над решением этого вопроса. Создан Общецерковный диссертационный совет, который занимается аттестацией научных богословских работ согласно критериям, предъявляемым к научным работам в гуманитарных отраслях.
Большая часть богословских дисциплин, к примеру, патрология, библеистика, история Церкви тесно взаимодействует со смежными светскими науками: историей, языкознанием, культурологией и многими другими. Теологи и богословы применяют достижения светских наук в своей исследовательской деятельности. Однако пока не хватает непосредственного контакта ученых церковных и светских. Я надеюсь, что и этот форум, и другие мероприятия, проводимые совместно Саратовской епархией, Саратовским государственным университетом и другими вузами области будут содействовать установлению новых научных контактов.
Теология в вузах и богословие в духовных школах призваны стать частями единого целого, дополняя и усиливая друг друга.
В начале ХХI века мы стали свидетелями многих негативных общественных процессов. Современный мир нестабилен, в нем по-прежнему ведутся военные действия, присутствуют конфликты с национальной и религиозной подоплекой. Сегодня очевидно, что необходимую внутреннюю устойчивость обществу придают не только политическая и экономическая стабильность, но и фундаментальные духовные ценности. Их нельзя выдумать, сконструировать и насадить искусственно, что наглядно продемонстрировало прошедшее столетие. Духовные ценности народа – это плод его многовекового исторического и религиозного опыта. Их сохранению призваны содействовать церковная богословская наука и теология в высшей школе. Уверен, что со временем теология займет достойное место в ряду гуманитарных наук в системе высшего образования в России, ведь это знание, которое связано напрямую с духовно-культурной традицией нашего народа – наследием святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.
Саратов, 2015 г.
Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин
Просмотрено (23) раз