Ваше Преосвященство! Всечестные отцы, дорогие братья и сестры!
Сердечно приветствую всех вас. Основная тема четырнадцатых межрегиональных образовательных Пименовских чтений — «1917-2017: уроки столетия».
Совершенно очевидно, что это тема нуждается в самом серьезном осмыслении, потому что события 1917 года оказали чрезвычайное влияние на жизнь нашей страны, нашего народа. Отношение к этим событиям до сего дня раскалывает наше общество. Для кого-то это до сих пор «Великая Октябрьская социалистическая революция»», для кого-то октябрьский переворот, для кого-то Катастрофа с большой буквы, величайшая смута в истории России. В 1917-м произошло падение российской монархии и российского государства, слом всего строя русской жизни. И последствия этого не преодолены до настоящего времени.
Именно поэтому Русская Православная Церковь стала инициатором широкого церковно-общественного обсуждения событий 1917 года – очень важно понимать их суть и извлечь необходимые уроки. Приведу слова Епископа Егорьевского Тихона (Шевкунова): «То, что происходило в ХХ веке, — не дела давно минувших дней. Это животрепещущее духовное пространство жизни наших дедов и отцов, нас самих. Оно и сегодня пульсирует, дает живую энергию и кровоточит, разделяет людей и объединяет их».
С первых послереволюционных лет и до сего дня люди задаются вопросом, почему Россию постигло столь страшное испытание. Абсолютно все исследователи отмечают: в начале ХХ века Российское государство крепло и развивалось. По мнению многих историков, экономистов, политологов, у Российской империи были самые блестящие перспективы во всех отношениях: стремительно развивались промышленность, сельское хозяйство, военное дело. Наверное, ни одна страна мира не видела такого расцвета культуры и искусства, который переживала Россия на рубеже XIX–XX веков. Абсолютно верным является утверждение, что в 1917 году Россия была подстрелена на взлете.
Почему же это произошло? Сегодня называется множество причин. Конспирологи спорят о том, кто готовил эти события и руководил ими в России и за границей, кому это было выгодно. Какая-то доля истины в этих рассуждениях, безусловно, есть, но невозможно объяснить все одной только конспирологией. У той трагедии, которая произошла в России в феврале и затем в октябре 1917 года, были и субъективные, и объективные причины. Это целый ряд неблагоприятных внешний условий, неудачное и, по мнению очень многих людей, ненужное участие России в Первой мировой войне. Это ошибки и недальновидность управляющего класса, который в наше время принято называть элитой, нарастание социального и экономического неравенства. Причин много, но, наверное, самая главная, о которой мы, верующие люди, можем и должны говорить,— это распространение безбожия среди образованных классов, среди элиты русского государства. И это безбожие, в первую очередь, привело к росту популярности идей о свержении царской власти и ликвидации Российской империи. Удивительная и безумная тенденция: в среде русской интеллигенции на рубеже XIX– XX веков гражданская порядочность приравнивалась к ненависти к царю, государственной власти и Церкви.
В начале XX века святой праведный Иоанн Кронштадтский призывал Россию беречь Государя, помазанника Божия, и православную веру: «Если не будет покаяния у русского народа, <…> Бог отнимет у него благочестивого царя и пошлет бич в лице нечестивых, жестоких, самозваных правителей, которые зальют всю землю кровью и слезами». Это предсказание святого исполнилось с ужасающей точностью.
Действительно, жестокие правители залили кровью всю страну. В течение 70 лет над Россией производился страшный эксперимент, в ходе которого был физически уничтожен цвет нашего народа, сломан традиционный хозяйственный уклад. И хотя, спустя десятилетия, новой власти удалось добиться каких-то успехов в экономике, государственном строительстве, даже создать атомную бомбу и полететь в космос, тем не менее, в других странах развитие происходило без таких страшных жертвоприношений и уничтожения собственного народа.
Сознательный отказ от христианских ценностей, от жизни по совести, преступление заповедей Божиих на уровне государства ведет к подлинной катастрофе. Это главный урок, который можно извлечь из тех событий. Если у людей нет правильной системы ценностей, возможны любые манипуляции их сознанием и обществом в целом, и они всегда разрушительны. Если нет любви, уважения и братолюбия, их место занимают вражда и разделения. В годы Первой мировой войны, незадолго до переворота, святой праведный Алексий (Мечев) отмечал это убийственное разобщение в жизни русского общества: «На самом деле не только каждое сословие, но даже каждая семья жила особняком, не искали общего блага, но только личного; интеллигенция [смотрела] на простой народ с высоты птичьего полета».
Одним из самых страшных последствий переворота стало разделение соотечественников на «своих» и «чужих» вкупе с убеждением, что чужими можно жертвовать во имя светлого будущего. Поэтому, конечно, среди наших главных выводов должно быть отвержение идеи о том, что ради неких великих достижений можно убивать людей. Это страшная ошибка. Попытка большевиков создать «нового человека», ради чего они истребили значительную часть русского народа – причем по преимуществу думающих, талантливых, самостоятельных людей, – не могла закончиться ничем иным, кроме всеобщего отрицания и саморазрушения. И хотя не для всех это очевидно, но есть прямая связь между событиями 1917 и 1991 года. В ХХ веке наш народ дважды своими руками разрушил собственную страну. И тяжелейшие последствия этого мы ощущаем до сих пор.
Уже вскоре после начала смуты в России были полностью уничтожены всех традиционные сословия и социальные институты. Единственное сообщество, которое сохранилось и является связующим звеном прошлого, настоящего и будущего – это Русская Православная Церковь. Она не просто выжила, несмотря на то, что была приговорена государством к полному уничтожению, но и процвела сонмом новомучеников и исповедников. Множество наших соотечественников были уничтожены за исповедание Христа. Однако гонители так и не сумели убить Церковь и веру в людях. Новомученики и исповедники Российские – это плод, который Православная Церковь принесла в нашем народе на исходе тысячи лет своего существования на Русской земле. И я убежден, что и возрождением нашей церковной жизни, и тем, что мы еще существуем как народ, мы обязаны подвигу наших новомучеников.
Можно ли преодолеть последствия переворота и других трагедий ХХ века? Что нужно сделать, чтобы Россия возродилась в своем величии? Наверное, все, кто живет в России и любит свое Отечество, задаются подобными вопросами. Пытался ответить на них русский философ и правовед Иван Александрович Ильин, который вместе с другими изгнанниками пережил крушение своей страны и потерю всего, что было близко и дорого. Всю его жизнь судьба России находилась в центре его трудов и размышлений.
«Русский человек должен перестать поклоняться чужим идолам и дьяволам. Он должен ″вернуться к себе″, к живым и драгоценным корням своей национальной культуры. Он должен понять, принять и выговорить свою русскую идею, с тем чтобы затем осуществить ее во всем — в религии и в науке, в праве и в государственной форме, в искусстве и в труде, в суде, в медицине и в воспитании. Страдания и унижения революции даны нам для того, чтобы мы увидели ту бездну, в которую нас тянули дореволюционные соблазнители, и чтобы мы восхотели Божьего».
Он предупреждал при этом, что возрождение России зависит не только от перемены власти, утверждения законности, права на собственность и так далее, но от каждого из нас: «… Есть еще нечто, значительнейшее и глубочайшее, <…> что составляет самое естество человеческого бытия: это личные качества и тяготения человека; это то, как он поведет себя в личной жизни; и еще глубже: это его вера, его совесть и верность».
Вот почему сегодня Церковь старается делать все, чтобы в нашей стране проповедовалось слово Божие – в нем абсолютная истина и самый верный критерий отличия добра от зла. Нас часто спрашивают: зачем строятся новые храмы, открываются монастыри и духовные школы? На этот вопрос Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл недавно ответил так: потому что мы прошли через такой исторический урок, через который не прошла ни одна нация. Каждый, кто знает нашу историю, понимает, что как народ мы спаслись только благодаря тому, что сохранили веру.
Он очень просто и верно объяснил роль Церкви, в том числе, в современном мире: «Богословы нередко описывают бытие Церкви в таких категориях, которые не всегда понятны простому человеку. А простой человек знает, что когда он приходит в храм и молится, на сердце становится легко и светло. Мы входим в храм одними, а выходим другими. Значит, Церковь совершает что-то такое, что меняет человеческое сердце, что меняет внутреннее состояние человека. А ведь от этого внутреннего состояния — все производное, что выражается в любых категориях: политических, экономических, социальных, этических, культурных…. И Церковь не призвана заниматься ни политикой, ни экономикой, ни решением каких-то других задач. Она обязана помогать государству, обществу, народу в решении тех задач, которые перед ними стоят. Но главная задача Церкви — это человеческое сердце, это изменение человеческой личности. И если изменится человек к лучшему — изменится весь мир. И нет другого способа и никакой другой методологии повлиять на изменение мира к лучшему, как изменить человеческое сердце».
Надо стремиться к тому, чтобы вся наша жизнь, все поступки были проникнуты духом Евангелия. И если мы действительно будем прикладывать к этому усилия, изменится не только наша собственная жизнь и жизнь наших близких, но и нашей Саратовской земли, и России в целом.
Если человек живет по Евангелию, сама его жизнь становится свидетельством о Боге. Таким свидетельством было служение архиепископа Пимена (Хмелевского), которое проходило в очень непростые времена, когда уже не было открытых гонений, но любая внешняя деятельность Церкви была строго запрещена. Владыка Пимен был человеком, который жил необыкновенно глубокой духовной и интеллектуальной жизнью. Благодаря этому он буквально притягивал к себе людей – не только верующих, но и маловерующих, и откровенно далеких от Церкви. Среди тех, с кем он дружил и вел переписку, было множество представителей мира культуры и науки. Вот почему наши образовательные чтения посвящены его памяти. И очень отрадно, что они проводятся в четырнадцатый раз – это свидетельство тому, что наше общение интересно и полезно для многих.
Я сердечно благодарю всех гостей и участников образовательных Пименовских чтений за доброе сотрудничество. Желаю всем вам успехов в ваших трудах. От души желаю также, чтобы уроки прошедшего столетия были усвоены нашим обществом, и чтобы подобное никогда не повторилось на нашей земле. Дай Бог, чтобы всё, что мы делаем в жизни, послужило возрождению и благополучию нашего Отечества.
Просмотрено (8) раз