26 марта в Неделю 4-ю Великого Поста, прп. Иоанна Лествичника благочинный Аткарского округа священник Дионисий Елистратов совершил Божественную литургию в Петропавловском храме города Аткарска.
Его Преподобию сослужил клирик храма священник Максим Васильев. За Всенощным бдением молилось 26 прихожан, за Божественной литургией 78 человек, 45 их них причастились Святых Христовых Тайн.
После Божественной литургии прихожане собрали необходимые средства для приобретения Даросушительницы. Это приспособление для высушивания запасных Святых Даров, заготовленных в Великий Четверг на весь год.
ЗАПАСНЫЕ ДАРЫ, Дары Святые, сохраняемые для причащения ими вне литургии больных и умирающих. Обычай оставлять и посылать Св. Дары для причащения больных был широко распространен в ранней Церкви, причем этим занимались диаконы (Iust. Martyr. I Apol. 67. 5).
В правосл. традиции З. Д. заготовлялись и освящались в Великий четверг. Правила и способ приготовления З. Д., принятые в РПЦ, содержатся в «Учительном известии» Служебника, в гл. (Служебник. [Т. 2]. С. 558-563). Согласно этим правилам, для приготовления З. Д. должен быть использован отдельный Агнец, к-рый изымается на проскомидии по обычному чину и освящается на литургии одновременно с тем Агнцем, на к-ром служится литургия. После прочтения анафоры этот дополнительный Агнец полагается на антиминсную губу и напаяется Св. Кровию со лжицы, причем так, чтобы Агнец не размок. После этого Агнец помещается в кивот и хранится там до окончания литургии. Затем происходит высушивание Агнца: разворачивается антиминс, на него поставляется дискос, на к-рый полагается Агнец, совершается каждение вокруг престола, Агнец раздробляется св. копием на мелкие частицы, по правую руку от священника кладется кирпич или плоский камень со стоящим на нем сосудом с горящими углями (либо используется др. источник тепла, напр. маломощный электрический нагреватель), над к-рым необходимо держать дискос с частицами З. Д. и просушивать их, регулярно переворачивая св. копием во избежание подгорания. В случае порчи З. Д. их необходимо потребить за ближайшей литургией. Если же З. Д. отсыреют, их просушивают повторно.
В др. дни года приготовление З. Д. в Др. Руси было редким явлением и даже прямо запрещалось (см.: Ответы еп. Нифонта Новгородского (1130-1156) // ПДРКП. С. 28). Известен случай, когда во время моровой язвы 1552 г. в Новгороде закончились З. Д., заготовленные в Великий четверг, и архиеп. Серапиону пришлось отправить к свт. Макарию Московскому гонца с вопросом, как быть в этом случае, на что был получен ответ о возможности освящения З. Д. в иной день (Дмитриевский А. А. Богослужение в Русской Церкви в XVI в. Каз., 1884. С. 210-211). С кон. XVII в. возможность освящения З. Д. не только в Великий четверг, но и в любой др. день года, когда совершается полная литургия, была официально закреплена в «Учительном известии». В наст. время З. Д. заготавливаются священниками по мере необходимости.
В храмах, где литургия совершается ежедневно, существует практика оставлять частицу Агнца, смоченную Св. Кровию, до утра следующего дня (когда она потребляется и заменяется новой). В связи с появлением герметично закрываемых дароносиц распространился обычай отдельного хранения З. Д. только под видом Св. Крови — для причащения тяжелобольных и младенцев (см., однако, возражения против этого: НКС. С. 355).
Православная энциклопедия. Т. 19, С. 620-621
Фотографии Ивана Шевченко
Просмотрено (46) раз