Сегодня подавала требы о здравии и случайно разговорилась с женщиной из церковной лавки о храме в поселке Трескино Пензенской области. Услышала, что ездить туда опасно, молебны, совершаемые отцом Кронидом, не одобряются самой Православной Церковью. Очень удивилась и решила вам написать. Поясните, пожалуйста, можно ли посетить этот храм, а если нельзя, то почему? С уважением, Елена.
Уважаемая Елена! Сам храм в Трескино, конечно, посещать можно. Но, к сожалению, его настоятель отец Кронид, помимо обычной пастырской деятельности, использует весьма сомнительные практики, которые рекламируются как «лечебные». Это неправильно, и благословить посещать такие «молебны» я не могу.
Как можно добиться наказания за ненадлежащее поведение церковной продавщицы, которая позволяет себе оскорбления и крики в церкви? Настоятель храма никак не реагирует, жаловалась ему не раз. Татьяна, село Хватовка.
Уважаемая Татьяна! Я обязательно передам Ваше письмо благочинному Базарно-Карабулакского округа, он разберется в ситуации.
Здравствуйте! Меня зовут Елена. Мы являемся постоянными прихожанами храма свт. Митрофана Воронежского в г. Саратове, часто посещаем литургию, причащаемся. В августе были в гостях у родственников в г. Пугачеве и зашли с ребенком в Свято-Воскресенский собор, чтобы помолиться. Я была одета в юбку серого цвета до колен, майку с рукавом до предплечья, на плечах платок, прикрывающий руки до запястий, голова была покрыта и у меня, и у ребенка. Дочка была одета в белую майку с небольшим рукавом и голубой комбинезон. Из косметики у меня на лице была только тушь для ресниц. Дочка была спокойна.
В это время праздничная литургия подходила к концу, и священник вынес крест, чтобы к нему приложились прихожане. Однако, когда мы с дочкой подошли к нему, священник не дал нам креста, просто сказав «иди, иди», не объяснив в чем дело, проводив на глазах у всех. Я была шокирована и со слезами вышла из храма. Я была во многих храмах как Саратова, так и других городов, ездила в паломнические поездки, но никогда со мной такого не было, нигде меня так не обижали. Ответьте, пожалуйста, на вопрос, прав ли был священник в этой ситуации, или я сделала что-то не так? Елена
Уважаемая Елена! Настоятель (теперь уже бывший) храма Воскресения Христова в Пугачеве архимандрит Иннокентий (Третьяков) неплохой священник, но у него было несколько своих особенностей. В частности, он слишком увлеченно отстаивал то, что в миру называется дресс-кодом, для тех, кто приходит в храм. И он, и второй священник, который служил с ним в соборе, относились к этому слишком строго. Формально ничего противоправного они не делали. Но мы стараемся не допускать ситуаций, в которых люди были бы обижены. Сейчас этот священник покинул Покровскую епархию, поэтому, думаю, в Пугачеве больше такого не повторится.
Хотелось бы узнать, с какой целью Владыка зарегистрировался в таких социальных сетях, как ВКонтакте и Инстаграм? Надежда
Уважаемая Надежда! Я начал использовать соцсети исключительно из необходимости общаться с большим количеством людей напрямую.
Владыка, подскажите, пожалуйста, может ли православный христианин намеренно нарушать государственные законы, бывают ли исключения? Например, может ли медсестра работать в медучреждении без сертификата, если по закону это запрещено? Екатерина
Уважаемая Екатерина! Намеренно нарушать законы не следует, но добродетель рассуждения при этом никто не отменял.
Уважаемый Владыка, недавно узнали, что плоды, освящаемые на Медовый, Яблочный и Ореховый Спас, остаются в храме как дары Господу Богу. Правда ли это? Денис
Уважаемый Денис! Да, была такая традиция, но уже давно этого никто не делает, в лучшем случае, одно яблочко оставят батюшке. Эта традиция происходит от заповеди о жертве. Действительно, когда-то начатки своих плодов прежде, чем вкусить их, человек приносил в храм как жертву Богу, в благодарность Ему. То же самое – с медом, орехами, пасхальными снедями: вот хозяйка приготовила их, потом взяла самый хороший кулич, крашеные яички, пасху – и отнесла в церковь. Сегодня люди просто приносят освящать все это для собственного употребления. Ничего плохого в этом нет, если люди все-таки осознают смысл церковных праздников, помнят о необходимости жертвы на храм, а не относятся к освящению как «услуге», которую Церковь должна оказать населению.
Уважаемый Владыка, скажите, пожалуйста, можно ли приносить на канун овощи, зелень и фрукты?
Да, можно.
Прожив со мной четыре года в венчанном браке, моя жена узнала от батюшки на исповеди в другой епархии, что мы живем во грехе, так как она является вдовой моего покойного племянника. Батюшка наложил епитимью: брак является родственным, нужно прекратить всякие супружеские отношения. Может быть, можно сохранить наш брак – он сложился крепким, православным? Моя жена к моменту смерти моего племянника была с ним в разводе. С уважением, Александр.
Уважаемый Александр! Действительно, Ваш брак родственный, и в этом есть неправильность. Но я думаю, что батюшка превысил свои полномочия, накладывая такую епитимью, заставляя Вас прекратить супружеские отношения.
К сожалению, есть батюшки, которые слишком спешат продемонстрировать свою строгость, если так можно выразиться, каноническую беспощадность. В применении канонов необходима такая добродетель, как рассуждение. С одной стороны, сегодня многие люди не знают канонических норм. Думаю, что значительная часть людей, ходящих в храм, даже не подозревает о существовании канонического права. Это очень плохо, конечно. С другой стороны, есть много канонов, по которым можно отлучать людей от Причастия хоть на всю жизнь. Но сегодня, как правило, они не используются со всей строгостью в случае, если человек совершил грех по неведению и раскаивается в нем. Однако встречаются батюшки, как правило, это неофиты или старчествующие (не старцы, а именно старчествующие), которые начинают размахивать этими канонами как топором…
Вам следует обратиться к архиерею той епархии, где была наложена епитимия: он может ее снять и благословить Вас жить дальше, исходя из того, что Ваш брак уже состоялся. А к этому батюшке больше обращаться не стоит.
И вот еще о чем мне хотелось бы Вам сказать. Известный современный подвижник архимандрит Павел (Груздев) говорил: «Сиди лягушка в луже, а то будет хуже». Он немного юродствовал, но это правило очень мудрое. Если у Вас есть свой приход, есть батюшка, который Вас знает – зачем исповедоваться в других местах, приехав туда даже с самыми добрыми намерениями?
Рубрика «Вопросы Архиерею»
Просмотрено (10) раз